К списку блога

За счет чего выживет строительный бизнес - Ростислав Мельник для Новое Время

28 апреля 2020

Кабмин разрешил строительной отрасли не прекращать свою работу из-за карантина. Это решение — принципиальное. Сколько бы ни длился карантин, застройщики получили сигнал: работайте.

Вместе с тем было объявлено и об определенных государственных антикризисных шагах для частного сектора, среди которых — кредитные каникулы и отсрочки. Согласен, в короткой перспективе они действительно могут позволить кому-то перевести дух и не обанкротиться в течение ближайших месяцев. Но ценность таких шагов мизерная, если одновременно бизнесу не дать «кислород». Имею в виду, прежде всего доступ к дешевым ресурсам.

В условиях кризиса и дефицита оборотных средств кредиты или займы для поддержки работы частного сектора под госгарантии, под 3−4% годовых, — просто жизненно необходимая опция. Сейчас такая не работает, к сожалению.

Мне могут возразить: дешевые ресурсы — это включение «печатного станка», гиперинфляция — что, в свою очередь, только навредит бизнесу. Но навредить частному сектору или отдельно взятой компании могут только две вещи: испорченная личная репутация и — «мертвая тишина» в экономике (отсутствие четких правил игры и стабильного законодательства, дефицит оборотных средств, пассивность потребителей, нерешительность инвесторов).

Свой важный шаг навстречу бизнесу могли бы сделать и местные власти. Скажем, есть норма, которая сейчас освобождает владельцев внешних рекламных площадей от уплаты в местный бюджет в случае, если эти площади не выкуплены рекламодателями. Результат — полгорода стоит с пустыми бордами, бюджет недополучает значительные средства. Насколько существенные, говорит хотя бы такой факт: по подсчетам прошлого года, отечественный рынок наружной рекламы в денежном выражении составил около 3,3 млрд грн.

Зато, если бы уплата в бюджет за борды, используемые рекламу, была на 50% ниже, это, соответственно, снизило бы и сами рекламные тарифы для бизнеса. Что, в свою очередь, сделало бы услугу более востребованной, дало бы возможность предпринимателям использовать средства, которые высвобождаются от уплаты за рекламу, на поддержку своего бизнеса (а в нынешней ситуации это более чем важно), социальные программы для сотрудников, благотворительность и т. д. Или же — возможность расширить собственное рекламное присутствие.

Отмечу, что тезис, к которому мы привыкли, мол, в кризис прежде всего сворачиваются рекламные бюджеты — уже не работает. Рынок стремительно идет вперед и о себе надо напоминать каждый день. Без этого большинство бизнесов не удержится на плаву. Затем — снизив размер оплаты в бюджет с каждого работающего борда — власть могла бы получить и большее количество работающих бордов (а значит — увеличение отчислений), и более уверенных рекламодателей.

Таких примеров, где могла бы быть удачной взаимная поддержка власти и бизнеса, можно найти немало.

Стоит двигаться навстречу. Выходить из кризиса государство и бизнес должны вместе, поддерживая и учитывая потребности друг друга.

Ведь мы хорошо помним, что более 80% доходной части госбюджета составляют налоги, 60% из которых, в свою очередь, обеспечивают мощные крупные компании и предприятия, преимущественно коммерческие. Свертывание или стагнация частного сектора очень быстро отразится на смете государства и состоянии всей экономики в целом.

Имею большие надежды, что строительный рынок кризис затронет в значительно меньшей степени, чем большинство других сфер. Недаром строительство в Украине считается локомотивом экономики, который никогда не сойдет с рельс. И опыт многих кризисов за нашу историю Независимости это вполне доказывает.

Уверен, жилищное строительство будет оставаться ключевым вопросом для страны как в среднесрочной перспективе, так и в долгосрочной стратегии развития. И наличие внешних негативных факторов никоим образом не влияет на суть: людям не хватает жилья.

Одна только цифра: для того, чтобы удовлетворить весь имеющийся спрос, мы сегодня должны строить минимум в пять раз больше. Но пока таких мощностей у строительной отрасли нету.

Зато — достаточно неоднозначная репутация всего рынка, которая за два последних десятилетия успела сформироваться из-за присутствия определенных участников — тех, кто ушел из бизнеса, оставив замороженные недострои. Чаще всего главной виной был как раз не кризис, а ошибочная стратегия, просчеты, слишком маленький запас прочности и тому подобное. За всю историю отечественного рынка таких недостроев насчитывается несколько тысяч. И каждая история — это репутационный шок, который рикошетом бьет по всей отрасли.

Поэтому сейчас, когда только начался карантин и были введены ограничительные меры, часть участников рынка приняла решение во время кризиса не прекращать работу (имею в виду стабильные компании с определенным ресурсом прочности и репутацией).

Вместе с тем по разным оценкам, от 40 до 70% всех стройплощадок успели с момента объявления особого режима заморозиться или приостановиться. Кто-то, конечно, вернется и продолжит строить, но наверняка будут и те, кто уже оставил работы навсегда.

Это может снова ударить по всей отрасли. Это значит — раз — потеря доверия инвесторов к застройщикам, свертывание объемов строительства и продажи, прекращение кредитования потенциальных покупателей со стороны банков и существенное подорожание финансовых ресурсов для самих девелоперов. Очередной репутационный шок. И смягчить его может только одно: ловкая и качественная работа тех, кто работает. Поэтому я убежден, что от тех, кто продолжает обеспечивать жизнедеятельность на своих объектах сейчас, зависит будущее всей строительной сферы. Мы не можем себе позволить ошибиться.

Президент Корпорации Недвижимости РИЕЛ Ростислав Мельник для Новое Время

Перезвоним, проконсультируем, подберем лучшие варианты
Телефонный номер *
Спасибо за Вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время.